Электронный кассир: «за» или «против»? Взгляд разработчика банковского софта.

28.06.2013 10:55
Сообщение #1:311

Коллеги, приглашаем к обсуждению публикации!

(Банковские технологии, июнь 2013)

«Электронный кассир: «за» или «против»? Взгляд разработчика банковского софта»
 
Игорь Волков, Руководитель Отдела анализа и продаж финансовых продуктов Дирекция "Расчеты", ГК ЦФТ
 
"Во всем мире набирают популярность Электронные кассиры (ЭК).Российский финансовый сектор делает в этом направлении первые шаги. В банковском сообществе активно идет обсуждение целесообразности и экономической эффективности этих устройств при обслуживании клиентов".
 
«БАНКОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»: Игорь Александрович, как Вы оцениваете ситуацию по применению Электронных кассиров в банках?
 
ИГОРЬ ВОЛКОВ: Судя по различным обзорам и публикациям, пока только единичные банки дошли до внедрения Электронных кассиров и использования их в своей деятельности. Но, по моему мнению, процесс постепенно набирает обороты. Розничные банки проявляют все большую заинтересованность в переходе от традиционных и уже во многом устаревших форм организации клиентского обслуживания к инновационным, более гибким и эффективным. Основной площадкой взаимодействия банка и клиента по-прежнему остается банковское отделение, и банки заинтересованы в автоматизации наиболее востребованных клиентами операций с наличными. Нам в своей деятельности приходится часто общаться с банковскими бизнес- и IT-специалистами и у нас, как у разработчиков банковского ПО, на сегодня сложилось мнение, что кредитные организации еще совсем недавно испытывали определенные трудности при внедрении и дальнейшем использовании высокотехнологичного оборудования для обслуживания клиентов.
 
В чем проблемы? Во-первых, на рынке долгое время отсутствовали промышленные IT-решения, позволяющие оперативно решать задачу по обеспечению онлайн-интеграции выбранной банком модели Электронного кассира и установленной вбанке АБС. Как правило, парк Электронных кассиров в офисах банков работал в локальном режиме, что серьезно ограничивало преимущества данной технологии. Например, операционисту при обслуживании клиента приходилось параллельно работать с двумя программами — с АРМом АБС и с управляющей программой электронного кассира. Это зачастую приводило к ошибкам, увеличению времени, затрачиваемого на обслуживание одного клиента. Кроме этого, спектр представленных на российском рынке и рекомендованных ЦБ РФ моделей Электронных кассиров был ограниченным.Поэтому и проекты в банках по применению удобных технологичных «помощников» кассиров были единичны.
К настоящему моменту ситуация изменилась к лучшему. Сегодня на рынке представлен широкий модельный ряд Электронных кассиров от различных производителей, рекомендованных ЦБ РФ к применению в финансовых организациях. Банки «дозрели» и гораздо лучше, чем ранее, понимают необходимость и целесообразность реализации новых подходов к обслуживанию клиентов.
 
«Б. Т.»: Каким банкам в первую очередь стоит обратить внимание на технологию Электронных кассиров?
 
И. В.: Конечно, динамично развивающимся розничным банкам. Несколько лет назад все мы были свидетелями активной географической экспансии банков федерального уровня, бурного территориального развития региональных банков. А затем разразился мировой экономический кризис. Эти факторы заставили финансовые организации по-новому оценивать целесообразность развития сетей, открытия универсальных офисов и филиалов.
  
Сегодня банки делают ставку на централизацию, снижение затрат на создание и сопровождение подразделений, переориентацию последних исключительно на продажи. В этом смысле, ключевым аспектом актуальности применения Электронных кассиров является их экономическая целесообразность. Мы видим достаточно большой интерес к подобного рода проектам как со стороны крупных федеральных банков из ТОП_50, так и со стороны
средних региональных банков, столкнувшихся с необходимостью повышения лояльности клиентов при условии
повышения качества оказываемых услуг и снижения их себестоимости.
 
«Б. Т.»: Как банки могут оценить экономическую эффективность подобных решений?
 
И. В.: В данном случае математика проста. Как известно, основными статьями затрат при создании и функционировании нового удаленного подразделения банка являются строительство кассовых помещений,
арендные платежи и ФОТ. В этом смысле экономическая целесообразность применения Электронных кассиров очевидна. Банк может обойтись открытием миниофиса, площадью около 20 кв. м, из бежит необходимости строительства бронекабин для касс, а также может осуществлять обслуживание клиентов силами одного-двух сотрудников в режиме «одного окна». При этом качество и эффективность работы подразделения не падает, а напротив, возрастает.
 
Преимущество применения Электронных кассиров с точки зрения бизнеса банка также заключается и в том, что в отличие от крупных, универсальных офисов мини-отделения банка можно размещать в торгово-развлекательных центрах с большой проходимостью и, соответственно, значительным клиентопотоком.
 
«Б. Т.»: Что в части автоматизации работы банка с Электронными кассирами и другой банковской техникой предлагает ЦФТ?
 
И. В.: Мы предлагаем банкам мультивендорное решение, поддерживающее работу как с традиционными Электронными кассирами (TCD), так и с наиболее функциональными рециклинговыми моделями (TCR). Это повышает удобство использования нашего решения для клиентов, поскольку банк не связан необходимостью использования моделей одного вендора, и у него есть возможность, в зависимости от решаемых задач, применять наиболее подходящие для этого модели. В системе ЦФТ-Банк функционал по работе с Электронными кассирами доступен при выполнении операций в рамках депозитного обслуживания клиентов, расчетно-кассового  обслуживания, валютообменных операций, денежных переводов, приема платежей через Федеральную Систему «Город» (ФСГ). Наряду с рублевыми операциями в полном объеме поддерживается и работа с валютой.
 
Как показывает практика, срок внедрения в банке стандартной функциональности в составе системы ЦФТ-Банк для технологической поддержки работы с Электронным кассиром не превышает трех месяцев. В настоящее время мы реализуем несколько проектов с крупными и средними банками по онлайн-интеграции Электронных кассиров с системой ЦФТ-Банк. Кроме этого, ЦФТ реализовал проект по поддержке в системе ЦФТ-Банк работы со счетно-сортировальными машинами. Функционал решения обеспечивает передачу в ЦФТ_Банк информации о результатах пересчета денежной наличности в кассах пересчета и расчетно-кассовых центрах банков и является одним из элементов системы управления наличными денежными средствами. Информация обо всех новых решениях ЦФТ доступна на нашем сайте www.cft.ru.
 

 Читать статью пв формате .pdf:

И.Волков, Банковские Технологии, июнь 2013.pdfИ.Волков, Банковские Технологии, июнь 2013.pdf


Перейти: